Многих родителей интересует вопрос о том, когда и как разговаривать с ребенком о половом воспитании, пугаясь и зачастую имея плохое представление о том, что же такое половое воспитание, кроме общих представлений, вообще пускают данную тему на самотек, надеясь, что ребенок разберется сам и не наделает крупных ошибок. Ребенок же, в основном, получает информацию из открытых источников и других сверстников. Как такая информация отразиться на психике, дальнейшем поведении и здоровье предугадать сложно. Скажем, что число подростковых беременностей достигает 15% от общего количества, а специалисты отмечают повышенную опасность для здоровья матери и ребенка при такой беременности, количество абортов измеряется сотнями тысяч, данная процедура также несет риск для здоровья.
Но все же когда и как общаться с ребенком на тему секса, чтобы снизить негативные последствия для психики и, как следствия, здоровья.
Возраст
Начинать надо с того момента, когда ребенок только начинает интересоваться половыми различиями сам, как правило в возрасте 3 лет. Не нужно навязывать разговор, ребенок сам придет и спросит, чем мальчик отличается от девочки. Не нужно врать, выдумывать сказки, аллегории и прочее, при вранье закладывается мина замедленного действия, которая провоцирует и чувство неполноценности, и заниженную самооценку, и недоверие к родителям и взрослым, которая, особенно в подростковом возрасте, может сильно навредить.
Конечно, в таком возрасте с ребенком нужно говорить на его языке, а не вдаваться во «взрослые» подробности. Избегайте всяких аистов, капуст, магазинов и т.д. – это вранье, которое будет способствовать вотуму недоверия к вам в более взрослом возрасте, также формируется некий ореол взрослости, к которому стремятся дети.
Нужно спокойно объяснять про гениталии, без всяких пестиков и тычинок – это такая же часть тела, как и другие, ничего в ней постыдного или «взрослого» нет. Не формируйте в ребенке стыд и пропасть, в данном отношение, между взрослостью и не взрослостью. Не нужно уделять особого внимания нижнему белью, мол прикрыть какую-то непристойность (а то в раннем детстве ничего не прикрывалось и вдруг без объяснения причин начинают прикрывать, ребенок может начать думать, что что-то не то с ним, да он может не понимать, но не думайте, что он не обратит внимание на это и не сделает своих выводов) – это такая же одежда, как и другая.
Объясняйте на языке соответствующего возраста, что у мальчиков такие гениталии у девочек другие, используются для продолжения рода, для проявления особого отношения между мужчиной и женщиной, женщина вынашивает ребенка, мужчина помогает в зачатии, формируйте ответственность и важность таких поступков, что это серьезные шаги, которые совершаются по серьезным основаниям — и это не любовь.
Любовь
Забудьте про рассказы о любви в подростковом возрасте, вам же это может серьезно аукнуться, когда подросток скажет, что у него серьезное чувство, о котором вы же рассказывали ему. Тут, как правило, родителям уже нечем крыть, говорили про любовь — получите, взрослое чувство, так он(она) же уже взрослый, имеет право.
Любовь – это вообще очень сложное, кратковременное, неоднозначное чувство в том плане, чтобы ей оправдывать серьезные, скажем, семейные отношения. Интересно, что педалироваться оно активно началось, для таких отношений, что можно обусловить рядом причин, только в 20 веке, до этого такой иррациональности не было. Любовь – это биохимия, чувство сродни наркотической зависимости, что подтверждено исследованиями, брак – это социальный институт, в котором нужно руководствоваться психосоциальными принципами.
Нужно рассказывать, что гормональный фон может способствовать различным побудительным чувствам (в том числе любви), которым, если поддаться, как раз будет говорить о «детскости», а не взрослости. Взрослый человек наоборот может их контролировать, проверять временем и принимать решение независимо от различных факторов, в том числе любви, вступать или не вступать в какие-либо отношения с другим человеком.
Потоки информации
Стоит обратить внимание и на взрослые фильмы, фильмы, содержащие проявления чувств, иную информацию, например, из интернета. Объяснять, что различные сцены проявления интимных, любовных отношений – это постановка, которая к реальности не имеет отношения, чтобы после просмотра красивого поцелуя, скажем, в мелодраме, у ребенка не формировалось ложных ожиданий о чем-то сверхкрасивом, романтичном.
Рассказывайте уже в более взрослом возрасте, при приближении к подростковому возрасту, пока не действуют гормоны, о последствиях для здоровья при необдуманной интимной связи, но не запугивая, а давая объективную информацию.
Стоит сказать, что половое воспитание – это не изучение поз камасутры, а серьезная работа, длящаяся с детства и до, как минимум, окончания подросткового возраста, где допущенные ошибки в том или ином возрасте могут иметь непредсказуемые последствия для психики и дальнейшего качества жизни.
Павел Федоров, психолог